?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Экономика смыслов - основа эффективности управленческих сообществ в контексте книги перемен.

Пытаясь решить проблему оздоровления состояния страны, мы ищем теоретические основания для наведения порядка в обществе. В предыдущих работах мы неоднократно говорили о том, что человек представляет собой разумную систему, организованную по шести каналам восприятия, которые являются основой всех представлений человека о мире. Потому, если оперировать системами представлений, обязательно возникают противоречия в связи с личностными склонностями носителя разумных оценок. Необходимо постоянно возвращаться к исходным точкам, сверяя систему базовых понятий.
Шесть каналов восприятия дают основные шесть импульсов создания смыслов. Существует также шесть уровней существования личности как единицы общественной организации. Два потока движения мира по каналам восприятия представляют систему координат, в которой ходят смыслы. Эти два потока представлены зрением и слухом. Зрение направлено вовне, а слух направлен вовнутрь, то есть по слуховому каналу приходит информация извне вовнутрь. Дополнительным к слуху является обоняние, а дополнительным к зрению является осязание. Ещё два канала – это вкус и дыхание.
Правильно Организованное общество должно давать индивиду адекватные понятийные модели для описания его внутренней структуры. В традиционном Китае эту задачу выполняли мудрецы, которые применялись в обществе в критические моменты в качестве советников правителей. Основная задача мудреца состояла в том, чтобы постичь природу знания в процессе освоения мира, в ситуативном круговороте увидеть закономерности, отражающие работу сознания. Выработанные на основании этого модели регулирования внутренних смысловых потоков воплощались в обрядовых структурах, и, таким образом, в обществе поддерживался плавный круговорот смыслообразования.
Самый лучший правитель, узнав о возможности саморазвития и самопознания в работе управления, с усердием действует, добиваясь результатов.
Средний правитель то помнит о необходимости такой работы, то забывает о ней.
Низший правитель только смеется, когда слышит о саморазвитии, ибо смех для него – это и есть единственная возможность для саморазвития…
Правитель помнит, что разумность состоит не в констатации необходимости начала процесса, а в способности помочь правильному завершению.
(Глава 41 – великий квадрат не имеет углов)
Когда в стране люди во главе с правителем занимаются саморазвитием, тогда нет нужды использовать оружие и строить ракеты.
Как только стремление к саморазвитию исчезает, то тут же появляется необходимость тратить огромные средства, чтобы создать систему защиты.
(Глава 46 – знание достаточного)
(Путь правителя. История будущего. Б.Виногродский, Б.Кузык)
В контексте наших предыдущих статей обратимся к определению понятия смысл. Смысл это результат соединения понятий в структуре сознания личности в процессе коммуникации. Понятия и ценности – это специальные категории сознания, и правильное сообщение понятий в пространстве сознания является основным способом производства ценностей. Внутренние ценности являются материалом для целеполагания в общественном сознании, так как пропущенные через горнило языка, являющегося органом общественного сознания, они и дают возможность обеспечивать производство осмысленных целей для отдельных личностей в обществе. В результате образуется структура мотивационных корректоров, которые позволяют соотносить низшие потребности с высшими, и направлять своё движение к достижению осмысленных целей в стране и мире. Осмысленные действия, то есть, действия построенные в соответствии со смысловыми моделями, созданными в сознании личности в процессе воспитания и образования, дают возможность осознанно двигаться в пространстве жизни и реализовывать своё предназначение в мире. Государство является спроецированной во вне структурой организации внутренней коммуникации личности с иерархией познания, приходящей к нему в процессе коммуникации с другими личностями. Другими словами, каждый народ достоин своих правителей, и наоборот.
Следовательно, задачей государства является создание структуры воспроизводства смыслов для организации здоровой коммуникации в обществе. Потому планирование и прогноз являются основой для построения успешных стратегий в стране, и в случае наличия успешных стратегий можно не выделять в системах описания общества политику и экономику, потому что будет создана единая среда ценностей материального и морально-этического характера.
Кто занимается пониманием и совершенствованием ближнего и строит стратегические замыслы о дальнем, тот делает усилия, но не имеет реального результата. Кто занимается постижением дальнего и строит стратегические замыслы в ближнем, тот имеет возможность без напряжения заканчивать свои замыслы и действия. И управление через совершенствование состояния в большей степени заключается в привлечении верных чиновников. Работа, связанная с большим трудом, по созданию управленческой системы, умножает лишь жалобы народа. Поэтому говорится, если пытаешься обрабатывать слишком широкие земли, то получается пустошь. Если пытаешься слишком широко развивать свою моральную силу Дэ, то это требует быть напряженно сильным. И если ты способен обладать тем, чем обладаешь, то это дает покой. А если ты алчешь обладать тем, чем обладают другие люди, то это ведет к погибели.
(Путь трех стратегий Хуан Шигуна. Низшая стратегия, глава 2 – Понимание дальнего)
Социология и психология в современном обществе не дают возможность описывать эти механизмы, потому что обладают присущими позитивистскому научному подходу ограничениями, и потому следует обращаться к изучению опыта нетрадиционных с точки зрения запада подходов к управлению общественными ценностями. Экономика рассматривается нами как наука по организации потоков ценностей в процессе совместной хозяйственной деятельности людей. Потребности в поддержании адекватного уровня чувства собственного достоинства существуют как императив в контексте существования разумных систем. В китайском традиционном социуме «Книга перемен» являлась дидактическим инструментом и набором практик, нацеленных на развитие потенциальных возможностей разума в области управления смыслами.
Таким образом, целесообразно направить усилия мыслителей на создание моделей структуры общества, отражающей траектории циркуляции смыслов и формирования систем ценностей
Одним из крупнейших управленческих и экономических проектов подобного рода нам представляется проект «кибернетического общества», запущенный в начале сороковых годов прошлого века в США.
Интересно описание этого проекта, которое приводится в статье Джеффри Стейнберга «От кибернетики к Литтлтону – техника управления разумом», опубликованной в журнале Executive Intelligence Review 5 мая 2000 г. Приведем некоторые строки из нее.
ГРУППА КИБЕРНЕТИКИ
«Большая ложь», проходящая красной нитью через «Анатомию человеческой деструктивности» Фромма, заключалась в том, что контркультура наркотиков, секса и рока была противоядием против кибернетики, технотронного «некрофильного» общества. На практике же, Фракнфуртская школа и их ближайшие сподвижники из британской олигархии Рассела-Уэллса-Хаксли в 60-х годах были архитекторами проектов кибернетики и контркультуры.
Группа кибернетики, существовавшая на средства фонда Джошуа Мэйси, была ширмой, за которой ЦРУ и британская разведка вели массовые эксперименты с галлюциногенными наркотиками, изменяющими сознание, включая ЛСД-25. Эксперимент в конечном итоге выплеснулся на улицы Сан-Франциско, Гринвич-Виллидж Нью-Йорка, и пошел волной по всем университетским городкам страны, в конечном же итоге, привел к контркультурному «сдвигу парадигмы» 1966-72 гг.
Группа кибернетики, которую ее члены называли «Проект человек-машина», была неофициально создана в мае 1942 года на конференции в Нью-Йорке, под названием «Встреча по церебральному заторможению» (Cerebral Inhibition Meeting), ее финансировал медицинский директор фонда Джошуа Мэйси Франк Фремон-Смит. Среди участников были Уоррен Маккаллок, Артуро Розенблют, Грегори Бэйтсон, Маргарет Мид и Лорернс К. Франк. Розенблют, протеже Норберта Винера, нарисовал широкую картину предполагаемого проекта. Выступая от имени Винера и Джона фон Неймана, он предложил объединить в одну группу инженеров, биологов, нейрологов, антропологов и психологов для проведения экспериментов по социальному управлению, на основе шарлатанского утверждения, что человеческий мозг есть не более чем сложная машина со вводом и выводом, и что человеческое поведение можно, по сути, программировать на личном и общественном уровне.
Первая встреча после Второй мировой войны была проведена в Нью-Йорке 8-9 марта 1946 года, и называлась «Механизмы обратной связи и круговые каузальные системы в биологии и социальных науках». Эта встреча положила начало последующим десяти крупным конференциям и многолетней работе в период между 1946 и 1953 гг.
Первая встреча не только дала импульс демоническому стремлению создать абсолютно управляемое общество, основанное на слиянии человека и машины. Костяк группы из 20 человек поставил себе задачу добиться этой цели, и была создана целая сеть постоянных учреждений, в которых работа продолжается и в наши дни. Через год после первого заседания, на котором был запущен проект Мэйси, Винер предложил термин «кибернетика» для описания того, чем они занимались.
Д-р Гарольд Абрамсон, один из ведущих ученых ЦРУ, занимавшийся секретными экспериментами с ЛСД, не только участвовал в шестой конференции Группы кибернетики, но совместно с доктором Франком Фремон-Смитом, директором исследовательского отдела фонда Мэйси организовал серию параллельных конференций, на которых весь руководящий персонал МК-Ультра имел возможность под прикрытием фонда Мэйси разрабатывать планы массовой посадки Америки на иглу. В свою очередь, Абрамсон прилежно снабжал Фремон-Смита своими неисчерпаемыми запасами ЛСД-25.
К самым мерзким проектам, запущенным Группой кибернетики, относится Всемирная федерация психического здоровья (World Federation of Mental Health (WFMH), первым президентом этой федерации был бригадный генерал Джон Роулинс Рис, директор Тавистокского института, главного английского центра по ведению психологической войны.
Для открытия Всемирной федерации психического здоровья летом 1948 года Рис, Мид, Лоренс К. Франк, Фремон-Смит и Хоркхаймер собрались в Париже. Курт Левин, умерший годом ранее, занимался подготовкой создания федерации через Национальный комитет психической гигиены и Международный комитет психической гигиены, в котором состояло полдюжины членов Группы кибернетики. Оба этих органа контролировали более 4 000 специалистов «ударных психических войск», как выражался Рис, составлявших сердцевину мирового аппарата социальной инженерии, проникшего в каждую ячейку общества.
Маргарет Мид и Лоренс К. Франк, два столпа Группы кибернетики, составили учредительное заявление Мировой федерации психического здоровья Риса, которое они назвали «Манифест первого интернационала». Мид и Франк писали совершенно открыто: «Цели психического здоровья расширились от заботы о развитии здоровой личности до гораздо большей задачи построения здорового общества… Концепция психического здоровья созвучна мировому порядку и мировому сообществу». Франк даже предлагал основать новую религию психического здоровья.
КОМПЬЮТЕРЫ И ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ
Для Джона фон Неймана и Норберта Винера смысл деятельности Группы состоял в развитии компьютеров, и, в перспективе, в совмещении мощных компьютеров с искусственным интеллектом для буквального «программирования» человеческой расы. В основе этих усилий было непоколебимое, хотя и очевидно нелепое убеждение фон Неймана в том, что человеческий разум не представляет из себя ничего священного, а человеческий мозг есть машина, чью деятельность можно воспроизвести, а со временем его могут превзойти компьютеры.
Доктор Джером Визнер, президент Массачусетского технологического института, ставшего почти домом для Группы кибернетики, участвовал в нескольких заседаниях фонда Мэйси. Он ясно изложил этот люциферовский взгляд на человека в интервью пропагандисту контркультуры Стюарту Брэнду, опубликованному в книге, вышедшей в 1987 году под названием «Лаборатория СМИ: Изобретение будущего в МТИ» (The Media Lab: Inventing the Future at M.I.T.):
«Я не настолько самонадеян, чтобы утверждать, что в ближайшем будущем будут изобретены думающие машины. Но нервные импульсы перемещаются со скоростью 300 метров в секунду. Электрические сигналы движутся со скоростью 300 миллионов метров в секунду. Детали, которые мы производим, намного надежнее нейронов … Большая надежность деталей и несопоставимо более высокая скорость импульсов позволяет думать, что машины могут быть намного лучше мозга, если знать, как их сделать».
Брэнд спросил Визнера: «Вы думаете это произойдет?»
Визнер: «Да, не обязательно при моей жизни. Никто не приводит аргументов, почему это невозможно, говорят какие-то глупости, у компьютера нет души. Откуда мы знаем, что у него не будет души, как у нас? В конце концов, люди его запрограммируют. Полагаю, что вопрос о самоидентификации не интересен».
Доктор Визнер участвовал не только в работе Группы кибернетики в фонде Мэйси. В 1952 году он возглавил Исследовательскую лабораторию электроники при Массачусетском технологическом институте, где обосновались Винер, Маккалок и Питс. Вскоре от лаборатории электроники отпочковалась Лаборатория искусственного интеллекта, где д-р Сеймур Паперт и Марвин Мински занялись программированием человеческого поведения и взаимодействием людей.
К 1980-м годам Массачусетский технологический институт открыл Лабораторию СМИ, ставшую еще одним прямым наследием Группы кибернетики 1940-1950-х годов. Специалисты по социальной инженерии работали рука об руку с инженерами и конструкторами машин, разрабатывавшими компьютеры большой вычислительной мощности, компьютерную графику, голографию и первое поколение компьютерных симуляторов. Значительный объем работ МТИ и лабораторий искусственного интеллекта Стандфордского университета в Пало Альто, Калифорния, финансировались Оборонным агентством перспективных исследований Пентагона (DARPA).
В основе управляемого общества лежит общность смыслов, точно понимаемых членами этого общества, лежит единство понятий и способов оперирования этими понятиями. То есть, управляемое общество управляется отнюдь не с помощью системы наград и наказаний, не с помощью системы законов и эффективных силовых структур, призванных стоять на страже этих законов в соблюдении общественного порядка. Мы все помним метафору про «разруху не в сортирах, а в головах». Периодически в нашей стране наступает время борьбы с разрухой, ибо галоши начинают красть в таких масштабах, а революционные песни поют столь громко, что галоши исчезают из парадных на стадии, предшествующей перегонке нефтепродуктов, и даже раньше, а за распеванием песен, исчезает любая конструктивность из действий преобразователей и блюстителей общественного порядка.
Когда в стране происходит смута, в правительстве отсутствует понимающий текущие процессы правитель, когда у его помощников, высших чиновников, отсутствуют морально-этические принципы, регулирующие поведение, тогда люди, обладающие узким кругозором и корыстными целями, появляются повсюду, и с помощью лживых речей разрушают ситуацию, стараясь завладеть ценностями в свою пользу. В это время нет возможности применения для одаренных людей, и мудрые люди уходят с социальной сцены, укрываясь от известности в уединенных местах. Повсюду появляются люди, которые стремятся к личному обогащению, жаждут богатства и строят свои планы на обмане и фальсификациях. Правитель и его помощники все время подозревают друг друга, между ними возникает атмосфера взаимного недоверия. Между ними разрушаются связи подобно тому, как трескается земля, рушатся горы, ломаются кирпичи и стены, из которых строятся плохо построенные дома. В результате они начинают замышлять друг против друга всяческие козни и вести друг с другом войну. Отцы и сыновья расходятся в разные стороны, между ними возникают противоречия и раздоры. Это называется «возникают ростки трескающихся сосудов».
(Гуйгу-цзы. Глава 4 – Закрытие брешей)
Циркуляция идей в обществе – это процесс коммуникации отдельных индивидов в форматах общественного сознания, и самое трудное время наступает, когда общие смыслы исчезают из структуры понимания личностей. То есть, разрушаются форматы понимания и толкования сообщений, циркулирующих в обществе по каналам передачи смыслов. Это говорит о том, что в первую очередь произошли серьёзные деформации в системах генерации и перекодировки смыслов в общественном сознании.
Чтобы восстановить эти системы генерации, необходимо иметь несколько составляющих. Во-первых, следует иметь целостное и функциональное описание системы, в которой смыслы восстанавливаются. Тогда становятся понятными каналы восстановления. Потом нужно иметь дидактические практики, обуславливающие структуру воспроизводства смыслов и ценностей в форматах общественной коммуникации..…… можно вставить текст про точный расчет, продумывание, куда очень хорошо впишется следующая врезка:
Если не обдумывать то, что далеко, то обязательно будут проблемы в близком. Поэтому мудрый правитель обязательно обдумывает все, не покидая своего места. Ибо обдумывание – это управление стратегическими замыслами. Анализ с выбором дает возможность строить расчеты, решая обдуманные дела. Если нет своего места, то нет возможности строить стратегии в управлении. Если нет своего дела, то нет возможности построить расчет для того, чтобы решить это дело. Большое дело начинается с трудности, малое с легкости. Поэтому если продумываешь, каким образом получить пользу, то должен проанализировать, какой ест вред. Если продумываешь о том, как достичь успеха, то должен учесть, какое будет поражение.
(Методы боя Чжугэ У Хоу. 16 планов в улучшении делания должного. Глава 15 – Продумывать)
Я предполагаю, что общество – это пространство циркуляции смыслов, и смыслы являются средой и предметом коммуникации. Создаются соединения, которые образуют новые очертания движения смыслов, в результате чего может замедляться или ускоряться процесс преобразований в обществе.
Когда Лю Бан стал императором, создав новую династию Хань (206г. до н. э. – 220г. н. э.), то обрёл полноту материальной и политической власти в стране, однако кроме этого необходима была ещё власть духовная, и для этих целей он прибегнул к конфуцианству. Что же такое духовная власть? Духовная власть – это контроль над производством идеалов и обеспечение коммуникационной инфраструктуры циркуляции идеалов, то есть смыслов, в человеческом сообществе, организованном в государство. Конфуцианство давало ему систему идеалов, которые непротиворечиво объясняли людям, как нужно строить свою жизнь в обществе. Народ должен иметь веру в то, что власть проводит в жизнь идеи, которые ведут к тому, что жизнь народа становится лучше день ото дня. Если рассматривать в качестве показателя улучшения жизни более полное удовлетворение потребностей, то кроме потребности в еде, питье, одежде и крове, необходимо создать условия для удовлетворения у человека основной потребности его как человека. Что же это за потребность? В трудах Конфуция есть такой пассаж, где он объясняет сущность устройства иерархии циркуляции смыслов в обществе между старшими и младшими. Когда он говорит, что удовлетворение потребностей родителей, тех, кто тебя порождает, состоит не только в том, чтобы накормить их и дать им одежду, он также имеет в виду, что главной потребностью человека является создание среды, являющейся опорой для поддержания чувства собственного достоинства. То есть дети должны оказывать родителям почтение, а уж выражением этого почтения является удовлетворение потребностей родителей и в материальной сфере. Однако если удовлетворяются только материальные запросы, то нельзя говорить о том, что младшие правильно выполняют по отношению к старшим свои обязанности. Можно сказать, что выражение почтения находится в непосредственной связи с чувством любви и заботы от младших к старшим. В западной парадигме можно обратить внимание на схожую концепцию «пирамиды потребностей» Абрахама Маслоу. Так строится механизм, поддерживающий правильную циркуляцию смыслов в общественной коммуникации.
В мире есть люди, способные почитать своих предков, понимая, что и сами будут предками, но мало есть способных воистину принижаться до своего народа. Если ты почитаешь своих предков, то это родственные чувства, на основании этого можно стать родственником. Но только тот, кто принижается до своего народа, становится государем. Только тот, кто принижается до своего народа, проявляет к нему любовь, с большим уважением относится к сельскохозяйственным работам, никогда не нарушает их ритм.
(Путь трех стратегий Хуан Шигуна. Высшая стратегия, глава 7 – Самое важное в управлении страной)
Снова обратимся к вопросу, что такое смысл. Смысл в системе координат общественного сознания – это траектория прохождения мысли от одного понятия к другому. То есть, к примеру, когда мы говорим об экономике смыслов, мы тем самым сообщаем мысль, которая выражает определённый смысл. Мысль – это траектория движения образов в сознании, закреплённая понятиями, выраженными словами. Она не обязательно точно сформулирована, и не всегда эта траектория, или волна, или форма движения образов, подлежит формулировке. Для точного словесного выражения мысли требуется направить внимание в область её существования. То есть, когда я произношу словосочетание «экономика смыслов», я имею в виду, что между этими двумя понятиями есть связь. Эта связь есть уже в самом соединении. Но требуется объяснение и уточнение, более точно очерчивающее траекторию связи между понятиями. Структура языка такова, что в обычном пространстве коммуникации понятия связываются по определённым моделям. Однако периодически во времени наблюдается изменение траекторий движения смыслов в обществе и привычные, обуславливающие поведенческие стереотипы языковые формы, перестают находить подтверждение в обрядовой форме общественного устройства. В результате происходит разрушение исконной системы ценностей в пространстве языкового уклада для данного народа.
В древних китайских текстах говорится, что только при единстве духа возникает единство голосов, звучащих в обществе. И когда правитель устремляет своё внимание к высшим идеалам, тогда и народ единодушно следует за этим правителем. Дун Чжун-шу, великий конфуцианский учёный, предлагает Лю Бану концепцию Неба, как высшего духа, и тем самым он даёт возможность объединить волю народа, создавая общий идеал, при этом сознание людей соединяется с временем. Таков один из примеров технологии объединения и унификации смыслообразования в китайской традиции.
Путь управления страной заключается в том, чтобы полагаться на одаренных людей и на народ. Нужно доверять одаренным людям так же, как ты доверяешь своим внутренностям, нужно использовать народ так же, как ты используешь свои четыре конечности. Тогда в планах твоих не будет чего-то, что ты пропустил, и ты будешь действовать в стране также гармонично, как действуют все твои конечности, а все кости и сочленения будут помогать друг другу. Как на небесном пути все случается естественно, так никогда не будет отсутствия гармонии во взаимодействии отдельных частей такой страны.
(Путь трех стратегий Хуан Шигуна. Высшая стратегия, глава 6 – Принцип управления страной)
Есть анализ экономический, есть политический, но ни тот, ни другой не отражают полностью истинного положения дел, давая лишь локальный срез поведенческих стереотипов. Основным мотивационным срезом осмысленной реальности является анализ идеологический. Однако, в последнее время (последним временем в контексте масштаба страны я называю период, начавшийся в 1984 году), идеологическая составляющая в силу разных причин очень сильно обесценилась в обществе, так что сейчас почти нет моделей, которые на уровне государственного управления обеспечивают этот уровень инфраструктуры в коммуникации смыслов.
Какова же цель экономики? Она заключается в создании структуры смыслов, способной обеспечить эффективное функционирование управленческих сообществ, создающих модели коммуникации для остальных представителей общества в процессе хозяйственной деятельности. Таким образом, экономика – это подвид коммуникационной технологии. Более того, смею сказать, что цель экономики – это управление смыслами, и именно в этом состоит смысл управления.
Бронислав Виногродский

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
nemo2001
Apr. 5th, 2015 05:12 pm (UTC)
"Когда в стране люди во главе с правителем занимаются саморазвитием, тогда нет нужды использовать оружие и строить ракеты."

бгггггг
узнаю интеллигентское мЫшление, Чацко-Манилов, убил свои рассуждения.

однако кажется лучшие образцы саморазвития в Африке (кроме севера), королевство Бутан и в глубине джунглей. У остальных с саморазвитием явно не задалось .

Жаль правда, что жители Африки слабо вкушают плоды своих высот саморазвития и который век находятся в положении площадки для кровавых игр низкоразвитых цивилизаций Запада.


"В древних китайских текстах говорится, что только при единстве духа возникает единство голосов, звучащих в обществе. И когда правитель устремляет своё внимание к высшим идеалам, тогда и народ единодушно следует за этим правителем."

если такое происходит в России и СССР, то у развитых людей оно называется проявлением рабского самосознания, серости, одобрямса, зомбированности. И вообще, да здравствует плюрализм мнений, а следовательно и активности - вот лебедь рак и щука большие молодцы в этом плане.

Edited at 2015-04-05 05:16 pm (UTC)
nemo2001
Apr. 5th, 2015 05:20 pm (UTC)
"Путь управления страной заключается в том, чтобы полагаться на одаренных людей и на народ. Нужно доверять одаренным людям так же, как ты доверяешь своим внутренностям, нужно использовать народ так же, как ты используешь свои четыре конечности"

в первой фразе надо опираться на 2 - одарённых и народ. Во второй уже только 1 - доверять одарённым как себе, народ куда-то подевался.

Так а что делать, когда быдлонарод 85% идёт в противоположную от одарённых сторону - кому тогда доверять и на кого опираться.
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel